Колледж иностранных языков
February 25, 2021

Авторские методики изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков – это точная наука, творчество и постоянное исследование. Без любого из элементов процесс становится неинтересным и неэффективным. Декан колледжа иностранных языков МКИК, кандидат филологических наук Оксана Куреня рассказала об авторских методиках обучения переводчиков и педагогов.

Под руководством и наставничеством Оксаны Олеговны вот уже несколько лет подряд проходят подготовку будущие лингвисты, переводчики и преподаватели английского языка. Многие из них мечтали попасть именно на ее факультет, потому что были искренне воодушевлены образовательным процессом, основанным на исследовательских и творческих подходах.

В этом интервью Оксана Куреня раскрыла главные принципы и секреты авторских педагогических методик, используемых в Международном колледже искусств и коммуникаций. Эксперт поделилась мыслями, которые будут полезны и интересны не только абитуриентам профильных учебных заведений, но и всем тем, кто давно мечтает освоить иностранный язык.

– Оксана Олеговна, как изучение иностранных языков влияет на человека?

– Это очень глубокий и серьезный процесс, потому что вместе с изучением языков мы неизбежно «растем» внутри себя. В лингвистике существует целая концепция, связанная с образованием вторичной языковой личности и многосторонним развитием человека.

Объясню на примере, каким образом она работает. Каждый из нас, задумываясь о конкретном слове, может назвать одну или несколько связанных с ним ассоциаций. И эти ассоциации рождают в нашем сознании определенные смыслы и взаимосвязи. Интересно, что в процессе изучения иностранных языков «картинки», всплывающие в голове, могут отличаться от тех, которые мы представляем, говоря на родном языке. Из этого следует, что языковое поведение человека может быть разным в зависимости от того, на каком языке он говорит. И дело не в величине словарного запаса, а именно в наших ассоциациях.

Изучая языки, мы становимся внутренне богаче, глубже и мудрее. Перед нами открываются безграничные возможности для личностного и любого профессионального роста. Это делает нас не просто хорошими переводчиками или учителями-лингвистами, но и людьми, способными расширять границы для себя и для окружающих.

– Как декан колледжа иностранных языков, человек, который является наставником для сотен студентов-лингвистов, какие принципы Вы стремитесь закладывать в образовательный процесс?

– Зазубривание правил и бездумное, механическое выполнение тестовых заданий не способны развить у человека действительно полезные языковые и любые профессиональные качества. Поэтому мы стремимся объединить разные педагогические подходы.

В ходе учебного процесса мы уделяем огромное внимание постоянному расширению словарного запаса и углублению в грамматику. Это те вещи, которые являются мощной базой для дальнейшего развития. При этом немало сил мы направляем на работу с произношением – дикцией и интонацией. Эти навыки не стоит недооценивать. Они необходимы для того, чтобы будущие профессионалы говорили на языке свободно, спокойно и естественно. Главным ориентиром в этой области для нас является произношение дикторов BBC.

Один из самых любимых и интересных для студентов форматов занятий – общение с носителями языка. Недавно мы запустили новый проект «Dive into English», в рамках которого основным спикером выступает наш коллега из США Шон Бодроу. Это американец ирландского происхождения, человек с огромным опытом, сертифицированный преподаватель английского языка. Он жил в разных странах, много путешествовал и сегодня с удовольствием делится знаниями с нашими студентами. Вместе с ними он обсуждает самые актуальные темы, связанные с межкультурной коммуникацией, делится своим видением вопросов, а затем предлагает аудитории принять участие в обсуждении. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, с шутками и душевными разговорами, что, конечно, приносит и самому Шону, и студентам огромное удовольствие.

Вообще преподаватели – пожалуй, одна из главных особенностей нашего колледжа. Все они – высококвалифицированные педагоги, авторы учебников и уникальных образовательных методик, практики с современным подходом к профессии. Каждый из них чем-то уникален и примечателен. Однако главное, что их объединяет, – это огромная любовь к детям и молодежи, к своему делу, иностранным языкам и разным культурам.

Таким образом, у нас складывается мощный педагогический коллектив, реализующий максимально эффективные образовательные методики и формирующий уникальную среду, благоприятную для личностного и профессионального роста каждого ее участника.

– Учеба студентов ограничивается стенами колледжа?

–Конечно, нет! Наши студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Уже на втором курсе они приступают к подготовке собственного исследования, связанного с их будущей профессией и затрагивающего разные научные аспекты педагогики, методики преподавания, общей лингвистики. И нужно сказать, что уровень этих проектов, первых индивидуальных работ учащихся, достаточно высок.

Результатами своих исследований студенты делятся на всероссийских и международных конференциях. Одна из них состоялась в декабре этого года – мероприятие проводил Вильнюсский университет. Наши студенты представили доклады на основе своих проектных исследований, и их работы на конкурсной основе были выбраны для публикации в сборнике научных статей.

Одна из наших студенток вошла в список лучших участников конференции. Это большое достижение, ведь в событии принимали участие 140 человек из 20 разных стран. Такие цифры очень показательны. Считаю большой гордостью, что наши колледжане не только составили достойную конкуренцию в рамках международного студенческого сообщества, но и в некоторых случаях даже показали более высокие результаты, чем учащиеся высших учебных заведений.

Еще наши студенты всегда с удовольствием принимают участие в различных международных акциях. Этой осенью они подготовили англоязычные выступления для видеоролика, созданного для международного онлайн-марафона по экологии, а также для акции Peace Hour, которую проводило сообщество Peace-50.

– Помимо программных занятий и научных исследований какие еще виды деятельности включает учебный процесс?

– Помимо того, что мы осуществляем мощную профессиональную подготовку, наши студенты могут реализовать свои языковые компетенции в рамках практико-ориентированных проектов и дополнительных активностей. Для нас очень важно, чтобы процесс роста продолжался постоянно, даже вне учебного времени. И еще важнее, чтобы студенты получали удовольствие от того, что они делают, иначе полноценное развитие окажется просто невозможным. Поэтому мы всегда открыты любым студенческим идеям, с удовольствием предоставляя возможности для их реализации.

Недавно наши ребята выступили с инициативой создать англоязычную версию сайта колледжа. Профессиональные переводчики уже выполнили подобную работу для института, и теперь, ориентируясь на их результат, учащиеся решили продолжить реализацию этой задумки. И хотя, конечно, работа происходит под моим кураторством, перед студентами стоит большая и ответственная задача. Ведь именно от того, насколько качественно и понятно будет переведен сайт, зависит то, как колледж будет представлен в международном пространстве.

Еще одна «изюминка» нашего факультета – это лингвистический театр. Он вызывает огромный интерес у многих абитуриентов на днях открытых дверей и, конечно, у самих студентов. Это проект, который позволяет развить у учащихся языковые компетенции, навыки устной речи и soft skills, включающие выступление на публике, креативные способности и работу в команде. При подготовке спектаклей студенты сами выбирают те произведения, которые они будут ставить, адаптируют сценарии, работают над костюмами, гримом и сценическими движениями. Словом, они получают абсолютную свободу творчества, которая так важна для любого профессионального и личностного роста.

– Почему Вы делаете такой акцент на творчестве?

В целом творчество является неотъемлемой частью любого образовательного процесса. Оно позволяет расширять границы кругозора человека и его видения мира. Сам процесс творчества заключается в том, чтобы создать что-то новое, нестандартно подойти к привычному. Человек начинает по-другому смотреть на окружающую его действительность.

И, конечно, творчество особенно важно в таких сложных и многомерных профессиях, как учитель и переводчик. Творческий человек мыслит нешаблонно, нестереотипно, а это значит, что ему проще выстраивать интересную и эффективную коммуникацию с самыми разными людьми, будь то представители другого поколения, других профессий или культур.

Так что, с уверенностью могу сказать, что изучения языков – это постоянное исследование и творчество, опирающиеся на фундамент науки, грамматических правил и принципов. И если мы хотим вырастить по-настоящему хороших, незаменимых и конкурентоспособных профессионалов, то обязательно должны включать все три составляющие в образовательный процесс.