Архитектурный колледж
February 25, 2021

Архитектор: создавая пространство и влияя на мир

Особенность архитектурного колледжа МКИК заключается в том, что он действует на базе архитектурного бюро. Уже во время учебы студенты реализуют профессиональные проекты, принимают участие в проектировании реальных жилых зданий и общественных пространств. Для России такой подход в подготовке архитекторов на уровне среднего специального образования уникален.

Декан архитектурного колледжа МКИК и главный архитектор холдинга «ЦАМ Групп» Анастасия Петрова рассказала о самых ярких проектах, реализуемых со студентами. Эксперт уверена, современный архитектор должен быть не просто исполнителем, а критически мыслящим профессионалом, опирающимся на культурные и общечеловеческие ценности.

– Анастасия Сергеевна, на Ваш взгляд, архитектор – это в первую очередь талантливый художник или точный в расчетах инженер?

– Это синтез творчества, расчетов и социологических исследований. Архитектура – одна из основополагающих жизнеустроительных сфер деятельности. Специалисты в этой области не просто конструируют и строят дома, обеспечивая людям крышу над головой: своей работой они способны задать модель жизни людей, взаимодействующих с тем или иным пространством.

Если в городе есть интересные и комфортные для времяпровождения места, то люди обязательно начнут чаще выбираться из квартир. Незаметно для самих себя они станут больше общаться с соседями, встречаться с друзьями, заводить новые знакомства, выстраивать целые сети взаимодействий. В этом состоит важнейшая функция архитектуры. Я бы даже сказала, что именно продуманность с точки зрения выстраивания взаимодействия людей является значительным критерием качественного объекта.

Так что, архитектура – это не только про красоту и комфорт. Это гораздо глубже, интереснее и серьезнее.

– На какие принципы в выстраивании образовательного процесса Вы опираетесь при подготовке будущих архитекторов?

– Мы развиваем в студентах как профессиональные, так и «мягкие» навыки, подбираем преподавателей, способных на высоком уровне показать молодежи современную планку профессии архитектора. При этом один из наших главных принципов – сделать процесс передачи знаний максимально живым и немеханическим.

Алгоритм «делай, как я показываю, и добьешься результата» сегодня не работает. Важно учить подрастающее поколение не действовать по шаблону, а мыслить самостоятельно, реализовывать свой творческий потенциал в полной мере. Необходимо воспитывать в ребятах стремление к осознанности в жизни и в профессии.

Второй важный для нашего учебного заведения принцип – предоставление творческой свободы и в то же время воспитание ответственности. Архитектор – это человек, который не просто проектирует здание, а выполняет конкретные задачи, способствуя решению определенной проблемы. Зачастую от его действий во многом зависит то, как сложится жизнь «потребителей» – жителей домов, улиц и целых городов. Уже в колледже мы стараемся научить студентов осознанности, умению замечать проблемы и понимать свою роль в их решении.

Третий ключевой принцип заключается в выработке у студентов желания рефлексировать по поводу собственных возможностей и своего места в архитектурном сообществе. Мы учим ребят правильно и трезво оценивать свои силы. Это хороший толчок для постоянного развития и непрерывного образования. Важно, чтобы они понимали, что архитектор – это образ жизни, а не путь, завершающийся получением диплома.

И конечно, мы воспитываем в студентах любовь к тому, что их окружает. Ведь в контексте их будущей профессии им предстоит делиться этой любовью с другими людьми.

– Какими способами можно воспитать в людях любовь к тому, что их окружает?

– Воспитать любовь к окружающему пространству можно через просвещение и искусство. Чем больше человек знает об истории того или иного города или района, чем больше понимает в стилях его архитектуры, тем интереснее и ближе становится для него эта местность.

На базе нашего колледжа есть постоянно действующий проект «Советский модернизм. Откуда: и Куда:». Он посвящен отечественной архитектуре 1960-х годов. В целом советское архитектурное наследие середины прошлого века составляет подавляющее большинство застройки современных российских городов, особенно их спальных районов. И если исторические здания люди воспринимают как нечто парадное, то модернизм в чаще всего считают скучным и повседневным. Такая архитектура абстрактна и поэтому сложна для понимания. Но у многих людей, которые жили в советское время, здания до сих пор находят отклик в душе, ведь с ними связано большое количество ностальгических воспоминаний. Сегодня важно помочь подрастающему поколению прочувствовать атмосферу той эпохи, чтобы оно понимало уникальность и эстетичность существующей архитектурной среды.

В рамках проекта студенты проводят исследования, связанные с изучением советского модернизма, составляют подборки материалов, организуют выставки, в коллаборации с дизайнерами создают тематические марки, авторские издания-зины и плакаты. Проект регулярно презентуется на различных московских площадках. Для студентов это отличный способ не только лучше узнать и понять пространство, в котором они находятся, но и разработать реальные кейсы для своего портфолио.

Учащиеся выпускных курсов имеют возможность полноценно реализовать себя в роли архитекторов. Проект предполагает сотрудничество с собственниками модернистских зданий. В рамках дипломных работы студенты проводят ревитализацию реальных пространств. Под руководством опытных специалистов ребята помогают бережно вдохнуть в старые архитектурные произведения новую жизнь, при этом учитывая авторскую концепцию и историю постройки.

– В реализации каких еще проектов принимают участие студенты?

– В нашем колледже есть уникальный предмет – концептуальное конкурсное проектирование. Начинающие специалисты участвуют в архитектурных конкурсах, позиционируют себя как профессионалов и рассказывают о собственных идеях и проектах.

Более того, многие образовательные модели, используемые в нашем учебном заведении, рождаются в процессе коллаборации экспертов с разных факультетов. Так, в сотрудничестве с факультетом дизайна мы реализовали масштабный проект, который был представлен в Германии – в школе Bauhaus, обладающей богатой столетней историей.

Регулярно учебное заведение проводит Open Studios, объединяя на одной площадке проекты и педагогические концепции разных школ и вузов со всего мира. В рамках программы международные университеты, художественные академии и образовательные инициативы приглашаются в исторические мастерские Bauhaus, чтобы разрабатывать и применять современные модели для образования в дизайне. Предпочтение отдается тем проектам, которые направлены на преодоление границ между теорией и практикой в подготовке профессионалов. И для нас стало большой честью представить проект наших студентов и преподавателей на этой серьезной площадке.

Исследование было посвящено проблемам современных общественных пространств. Мы рассматривали объекты разного масштаба – от гостиной в квартире до городских площадей. Сравнив современную архитектуру с той, что существовала многие столетия назад, нам удалось заметить определенную тенденцию. Со временем индивидуальные пространства для жизни людей увеличиваются, а общественные – сокращаются. Как показывают психологические исследования, это плохо сказывается на эмоциональном состоянии людей.

Основная ценность нашего проекта заключалась в методе его подачи. Мы говорили об архитектуре на языке современного искусства. 12 частей исследования были представлены через арт-объекты – в формате инсталляции. Проект был очень высоко оценен экспертами Bauhaus и положил начало сотрудничеству нашего колледжа с этой именитой школой, которое активно развивается по сей день.

– В колледже преподают теоретики или практики?

– Мы очень ответственно подходим к выбору педагогов. Дело в том, что одна из ключевых составляющих формирования архитектора связана с воспитательными, личностными и психологическими аспектами. Речь идет в первую очередь о передаче «духа» профессии, творческого потенциала от мастера – ученикам.

Возможно ли научиться любить профессию? Уверена – да. Однако это очень сложный процесс, в основу которого заложено гармоничное, правильное взаимодействие между преподавателями и студентами.

В колледже преподают, как мощные теоретики, так и опытные практики. При этом значимым критерием при подборе педагогов являются, в том числе, и их личностные качества. Если наставник сам горит своим делом и при этом обладает обширными и глубокими профессиональными знаниями, то велика вероятность, что и его подопечные тоже искренне увлекутся изучаемой сферой. Убеждена, что в колледжах должны преподавать такие люди, которые способны вдохновить, мотивировать подрастающее поколение специалистов, помочь ребятам выбрать правильный путь и найти свое место в жизни.