Наши преподаватели
April 2, 2021

Как преподавать литературу и русский язык творческим студентам?

Как изучать литературу с будущими дизайнерами, архитекторами и психологами? Зачем рекламисты пишут диктанты по текстам песен? Ищем ответы на эти вопросы в беседе с филологом Анной Николаевной Делианиди, которая использует нестандартные приемы в преподавании стандартных дисциплин.

Программы общеобразовательных предметов в колледже учитывают профессиональные предпочтения студентов. Русский язык и литература – дисциплины, которые есть на всех направлениях подготовки, но занятия проходят совершенно по-разному.

Копирайтинг и речевое мастерство для рекламистов

На парах по русскому языку со студентами колледжа рекламы и коммуникаций акцент делается на искусство презентации и умение продвигать продукт с помощью текста.

В качестве домашних заданий студенты готовят лонгриды на актуальные темы. Они учатся грамотно расставлять смысловые акценты, чтобы удерживать внимание читателя до конца материала, а также стараются избегать орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Письменные тексты рекламисты адаптируют под устную речь, выступая с ними перед одногруппниками и тренируя навыки ораторского мастерства.

Студенты-рекламисты часто выступают на занятиях как дикторы, чтобы совершенствовать качество своей речи. Иногда ребята выбирают тексты любимых песен и зачитывают их для одногруппников, которые в это время пишут диктант. Затем проводится разбор текстов с обсуждением распространенных ошибок. Предпочтение отдается песням с осмысленной поэзией и сложными предложениями с точки зрения правил языка.

Литература для визуалов

Студенты колледжей дизайна и архитектуры – это преимущественно визуалы, у которых сложные отношения с большими текстами. Но и они могут испытывать удовольствие от книг при правильном подходе к образованию. В литературе много общего с живописью. Например, три типа описания в литературе – пейзаж, портрет и интерьер – полностью совпадают с визуальными понятиями.

Сейчас студенты колледжей дизайна и архитектуры проходят «Войну и мир» Л. Н. Толстого, обсуждая семейные линии. Ребята рисуют композиции с объемными геометрическими фигурами, чтобы схематично отобразить, как члены одной семьи связаны друг с другом, насколько они близки и каким образом строится иерархия в семье.

Такое задание позволяет лучше прочувствовать текст и выполнить домашнюю работу не в виде эссе, как это принято в школах, а в более привычном для визуалов формате.

Классические произведения как поле для психологического анализа 

Студенты колледжа психологии МКИК на парах по «Литературе» обращают особое внимание на описания героев и их внутреннего мира. Это огромное поле для размышлений над тем, как разные люди справляются с трудностями и переживаниями. Внешность героя, его поведение и речевая характеристика дают возможность ребятам применить теоретические знания по психологии на практике.

Литература и умение аргументировать свое мнение

Студенты часто приходят после школы зажатыми, стесняются высказывать свою точку зрения и предпочитают выполнять задачи по шаблону, чтобы получить высший балл. В колледже у преподавателей нет нужды «затачивать» мышление ребят под решение ЕГЭ. Здесь общеобразовательные предметы сопряжены с творчеством.

Главная задача современных педагогов по литературе – дать ребятам почву для размышлений и объяснить, что неправильных ответов не бывает. Любая позиция имеет право на существование, если она подтверждается примерами из текста.

Резюмируем

Русский язык и литература одинаково нужны студентам всех направлений подготовки МКИК. Умение выражать свои мысли грамотно и начитанность определяют нравственное и духовное развитие человека.

Как правило, успешные люди – это думающие и глубокие читатели, постоянно получающие новую информацию, расширяющие диапазон речевых возможностей и обладающих функциональной грамотностью. Помочь студентам поверить в себя и понять важность этих предметов – основная задача преподавателя.