Колледж журналистики
February 25, 2021

Искусство создания книг

Издатели – это те люди, которые помогают авторам перенести их тексты на бумагу. Они визуализируют произведения литературного искусства. Поэтому в колледже издательского дела и журналистики МКИК готовят не просто оформителей и верстальщиков, а настоящих художников, владеющих как словом, так и вкусом. 

Студенты колледжа издательского дела и журналистики в процессе обучения занимаются созданием текстов, выпуском книг, дизайном печатной продукции и освоением цифровых инструментов. Они реализуют творческие и исследовательские проекты, позволяющие развивать не только профессиональные навыки, но и важные человеческие качества. Об уникальности учебной программы рассказала декан колледжа издательского дела и журналистики МКИК, издатель и художник Евгения Супрутская.

– Евгения Владимировна, сегодня, в век цифровых технологий, создание книг все так же актуально?

– К счастью, индустрия издательского – книжного, газетного и журнального – дела всегда стремится идти в ногу со временем. Люди так устроены – они делают выбор в первую очередь глазами. При этом важно понимать, что разные поколения обращают внимание на разные вещи. Задача оформителя – понять целевую аудиторию книги и сделать так, чтобы продукт стал интересен людям.

В обществе распространено мнение, что современная молодежь не читает книг. Это абсолютная неправда. В метро и автобусах я часто замечаю книги в руках студентов. Современная молодежь любит читать и уделяет этому много свободного времени. Главное – поддерживать интерес. И здесь уже многое зависит не только от содержания, но и от внешнего вида текстового продукта.

Что касается визуального оформления, то я бы сказала, что это один из важных критериев при выборе читателями книг. И издателю-оформителю необходимо обладать обширным набором компетенций: он должен быть в курсе современных тенденций, понимать произведение, владеть навыками в области дизайна и верстки, иметь чувство вкуса.

При этом красивая обложка и иллюстрации – это только первый этап «диалога» с читателем. Так мы привлекаем его внимание. А дальше нам предстоит удержать его интерес. Для этого читателю должно быть комфортно изучать материал.

Вы, вероятно, замечали, что порой один и тот же текст производит разное впечатление, если сравнивать книги разных издательств. Что-то мы читаем на одном дыхании, а от каких-то произведений быстро устаем. Это не всегда связано с содержанием, многое зависит от оформления: выбора шрифта, компоновки элементов текста и иллюстраций и даже от того, какая бумага использовалась при печати. Задача издателя-оформителя – сделать чтение максимально комфортным для человека. И это очень непростой, но очень творческий и увлекательный процесс.

В нашем колледже мы стремимся не просто дать подрастающему поколению образование, а воспитать в каждом студенте глубокую Личность. Для нас важно, чтобы ребята умели видеть и ценить настоящую красоту, понимать истинное искусство, замечать суть вещей, а главное – постоянно поддерживали в себе желание развиваться. Мне кажется, это важное умение в каждой профессии. Без этого невозможно качественное образование.

– Где студенты проходят практику?

– Мы сотрудничаем со многими организациями. Это и типографии, и издательские дома, и коммуникационные агентства, и агентства корпоративной прессы. Для нас важно, чтобы студенты участвовали в реализации реальных проектов и хорошо понимали, как работает наша отрасль.

Среди наших партнеров – издательство «Просвещение», детское издательство «Настя и Никита», «Литературная газета», Московский дом книги, издательство «Доблесть» и другие известные организации. Кроме того, в колледже регулярно проходят мастер-классы действующих журналистов и писателей.

Все студенты очень разные, несмотря на то что их объединяет любовь к книгам. Например, часть ребят профессионально занимаются писательской и журналистской деятельностью. И мы стремимся развивать их в этом направлении. В нашем колледже они имеют возможность издавать собственные произведения. Другая часть студентов – это художники и дизайнеры, которые с большим удовольствием создают иллюстрации для уже написанных текстов. Издательское дело является огромным полем для творчества и реализации потенциала.

– Какие проекты студенты реализуют в процессе обучения?

– Студенты начинают реализовывать собственные проекты с первого курса. Например, в этом году наши первокурсники создавали авторские «зины» – это такие современные малотиражные журналы, которые даже склеиваются вручную. Тема работ была связана с детством. Когда мы давали задание, мы предполагали, что все истории будут веселыми и беззаботными в хорошем смысле этого слова. Однако многие работы оказались очень глубокими и аналитическими. Нам было приятно, что первокурсники настолько серьезно подошли к делу. Это говорит о том, что, даже находясь в самом начале профессионального пути, они уже искренне увлечены выбранным направлением.

Интересный проект мы подготовили на базе издательства МКИК для второкурсников. Студенты создавали авторские детские книги с текстами собственного сочинения. Каждый из ребят написал уникальную историю, самостоятельно выбрав тему. Многие произведения были посвящены таким серьезным вопросам, как толерантность, взаимопонимание и уважительное отношение к особенностям каждого человека. Все книжки ребята проиллюстрировали самостоятельно. Некоторые работы получили призовые места на конкурсе, который проводило детское издательство «Настя и Никита».

Много интересных проектов нам ежегодно представляют на защите своих дипломных работ студенты выпускных курсов. Здесь перед ними раскрывается полная свобода творчества. Ребята оформляют в сборники стихотворения собственного сочинения, создают журналы на русском и английском языках.

– Чему посвящены исследования, которые проводят студенты?

– Мы стремимся не ограничивать наших студентов узкопрофессиональными темами. Например, совсем недавно ребята с огромным интересом и энтузиазмом откликнулись на предложение принять участие в международной экологической конференции, проходившей на площадке МКИК. Студенты выбрали для исследований интересующие их темы, и представили результаты своей деятельности в виде профессиональных проектов. Они создали наглядные инструкции с правилами сортировки мусора, чек-листы по выработке экопривычек, тематические настольные игры и раздаточные материалы.

Большой отклик получило исследование нашей первокурсницы, которая также выступала на международной конференции в Вильнюсе. Она рассматривала вопросы экологии питания – как со стороны производства, так и со стороны потребления.

– Студенты всегда сами выбирают темы, над которыми хотят работать?

– Да, в нашем колледже это принципиальный подход. Ребята всегда имеют возможность работать над собственной идеей и лично выбранной темой, пробовать себя в тех жанрах и стилях, которые им близки. Уверена, что только в этом случае они получают свободу для полноценной реализации своего потенциала и максимально благоприятные условия для профессионального и личностного роста.