Наши преподаватели
April 23, 2021

Размышляем об учителе будущего и роботах-педагогах

Как и чему учат будущих педагогов в МКИК? Сможет ли робот сотрудничать с учителем? Обратились с этими вопросами к преподавателю колледжа лингвистики, автору учебных пособий по английскому языку, кандидату педагогических наук Виктории Викторовне Левченко.

О педагогических дисциплинах в МКИК

Знакомство с профессией учителя начинается на первом курсе колледжа лингвистики в рамках дисциплины «Введение в специальность». Студенты получают реалистичное представление о задачах современного преподавателя и устройстве сферы образования в России. Как правило, это воодушевляет ребят, которые с энтузиазмом смотрят в будущее и с нетерпением ждут новых профессиональных дисциплин.

Поскольку мы готовим преподавателей иностранного языка, большое внимание уделяется предмету «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах». Это практико-ориентированная дисциплина, позволяющая студентам понять, как эффективно обучать языку детей младшего школьного возраста.

Об использовании нестандартных педагогических кейсов

Понимая, что студенты колледжа лингвистики перенимают у преподавателей МКИК модели передачи знаний, мы делаем процесс обучения максимально увлекательным.

Мы понимаем, что сегодня просто читать лекции нельзя. Это не интересно ни преподавателю, ни студенту. Мы внедряем более актуальные форматы: дебаты, просмотр и анализ фильмов, групповые тренинги и многие другие.

На предмете «Введение специальность» мы часто смотрим и обсуждаем кино об учителях и сравниваем, как ведут себя педагоги в различных ситуациях. Периодически мы делимся на группы и рассматриваем нестандартные кейсы – непредвиденные и проблемные ситуации, возникающие в классах.

На занятиях с первокурсниками используется метод свободного письма. В течение пяти минут перед началом урока ребята пишут свои мысли на заданную тему, связанную с будущей профессией. Это позволяет им сконцентрироваться перед занятием и в очередной раз поразмышлять о выбранном направлении деятельности.

С одной стороны, практические упражнения позволяют ребятам научиться анализировать информацию и формулировать свое мнение, решать нестандартные ситуации, возникающим в школе. А с другой стороны, такие занятия дают студентам колледжа лингвистики представление о разных актуальных форматах преподавания, которые они могут использовать вместо типичных лекций.

О будущем педагогов и конкуренции с искусственным интеллектом

Конечно, студенты часто задумываются о будущем своей профессии, ведь мир постоянно меняется. Человек пытается облегчить свою работу и создает роботов. Но в сфере образования не должно происходить замены человека искусственными технологиями.

Педагог выполняет две функции: даёт знания и воспитывает человека. Если говорить об искусственном интеллекту, как технологии передачи знаний, то эту функцию он выполнит неплохо. Но с воспитательными вопросами машина не справится. Роботы лишены чувств и эмоций, у них нет жизненного опыта.

Не будем забывать, что работа педагога творческая. Преподавателям приходиться сталкиваться с необычными ситуациями, которые называются педагогическими задачами, и единых алгоритмов решения у нас нет. Только человек может оценить ситуацию, проявить эмпатию и помочь ребёнку, зная особенности его воспитания и среды.

Однако робот может освободить учителя от таких задач, как проверка тестов или подготовка документации. Это даст педагогу больше возможностей для воспитательной работы.

О преподавателе будущего и фасилитаторе

Уже сейчас мы можем говорить, что в будущем педагогу предстоит больше работать с технологиями. Но есть еще один важный аспект: учитель будет все больше исполнять роль наставника или станет фасилитатором – человеком, который помогает группе учеников осознать и достичь своих целей.

Что касается других компетенций, то педагог должен уметь общаться с людьми любого возраста, работать с компьютерными технологиями, внедрять игровые форматы, видеть скрытые таланты в учениках и помогать в их развитии.

Учитель должен быть увлеченным человеком.

О работе студентов над авторскими учебниками

Помимо того, что мы воспитываем в студентах колледжа лингвистики все необходимые навыки для эффективной работы с учениками, мы даем им конкретные инструменты для работы.

В рамках проекта «Учусь учить» и дисциплины «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах» будущие педагоги анализируют литературу, рекомендованную государством для работы в школах. Они ищут упражнения, которые кажутся им наиболее интересными и эффективными, и на их основе разрабатывают собственные методики.

В конце обучения студенты создают свои методики, которые они будут использовать на своих занятиях. Мы делаем все, для того, чтобы студенты были уверены в своих знаниях, умели применять полученные навыки и компетенции и получали удовольствие от выбранной профессии.